Внимание! Все иллюстрации к данной статье были выполнены администратором форума, и не могут быть использованы без разрешения автора.
Предисловие от автора, чье имя давно стерлось со страниц истории, точнее, случайно было выведено разлитой похлебкой с заглавной страницы его рукописной книги:
«Кругом песок, бугры и впадины, похожие на пышные груди женщин. Ах, манящие ложбинки, прямо сейчас я готов лечь и умереть. (зачеркнуто)
Пусть данная книга послужит руководством непросвещенным людям или просто интересующимся, решившими познать глубину своей - Великой Раххарской - культуры.
(Часть, где автор объясняет, почему именно его руководству можно верить, залита злосчастной похлебкой, через которую проглядывают редкие кривые буквы. Имя самобытного писца по воле рока тоже не разглядеть.) »
АРХИТЕКТУРА
В нынешние времена территория Раххара не блещет особым разнообразием материалов, пригодных для грандиозных экспериментов в зодчестве. Камень, глина, грязь, песок – это то единственное, что может предложить необъятная пустыня местным жителям в качестве материалов для домов. А поскольку люди в Раххаре неприхотливые, то с радостью строят из того, что находят.
Самые простые дома у местных «аборигенов», живущих в неизвестных вам уголках пустыни и знать о столице не знающих, разве что по рассказам старейшины, который бывал там один раз в своей жизни - младенчестве. Обычно домики, очень похожие на грубо сколоченные сарайчики, возводятся из грязи (если повезло, то глине) или, если позволяет дислокация, пожухших стеблей растений. По форме жилища напоминают приземистые шатры-норы, в которых есть только один вход (и он же выход). Так как «аборигены» живут общинами, дома их располагаются тоже довольно тесно друг к другу, обычно по кругу.
Также в пустыне мне довелось встретить поселения земляных «аборигенов», представляющих собой глубокие и не слишком просторные норы. Не редки случаи, когда ничем не укрепленная конструкция обваливается и погребает своего хозяина. Видимо, именно поэтому данный вид домов пользуется небольшой популярностью – в песочных ямах жить опасно!
В пределах городской черты встречаются дома двух типов: каменные и глиняно-каменные. Первый тип строят те, кому это позволяет размер кошелька – относительно знатные или просто работящие люди. А второй является уделом бедняков или ленивцев, бывших не в состоянии заработать своим ничтожным трудом на материалы поприличнее.
Жилые постройки в столице довольно однообразны: все небольшие, прямоугольной формы и плоскими крышами с портиками. Обычно одна дверь и несколько окон под самой крышей, служащих больше не для освещения, а вентиляции. Обычно один или два этажа. Изредка где-то можно увидеть внутренний дворик с лавочками под самыми стенами. Обычно лавки располагаются едва ли не у каждого дома. (И не обязательно, что скамьями будут пользоваться именно старшие члены семейства.)
Иногда попадаются огороженные каменным забором такие же каменные резиденции. По размеру они значительно больше, нежели обычные дома и традиционно возводятся в два этажа. Балкончики, лоджии, внутренние дворики – все есть, разве что размещенное на большей площади.
Административные здания, как и все остальные приличные здания не хозяйственного типа, возводятся исключительно из камня. Не знаю, откуда они его столько берут, но результат из него выглядит захватывающе, ведь помимо стандартного набора здесь присутствует множество декоративных элементов - колонны, портики, резные окна и двери, монументальные статуи и фрески, красивые лестницы и много все остального, к чему глаз обычного обывателя не привык.
Хозяйственные постройки, расположенные за пределами города, располагаются в имеющихся поблизости пещерах или строятся из дешевого материала – глины и грязи с редкими вкраплениями камня – для большей устойчивости.
ГОРОДСКИЕ УДОБСТВА
Давайте поговорим о колодцах, ведь этот вопрос в пустыне самый животрепещущий. В столице за каждым колодцем закреплено 17 домов, которые могут пользоваться водой исключительно в дневное время суток и в обговоренной заранее литровой мере. Как правило, жители чередуют периоды стирки белья, чтобы всем скопом не истощать колодец. И вода многоразовая, чаще всего используется до приобретения серого или коричневого оттенка, после чего сливается в сток, расположенный на каждом из участков.
За несанкционированное протягивание рук к колодезной воде в ночное время суток есть вероятность протянуть ноги, получив предварительно от городской стражи одно единственное и последнее в вашей жизни предупреждение.
ОДЕЖДА
Как такового строгого разделения на мужскую и женскую одежду в цивилизованных частях Раххара нет. Разумеется, есть истинно женские или мужски атрибуты, историческую ценность которых никто не обсуждает.
Традиционным и универсальным одеянием для простых мужчин и женщин из народа служат долгополая (или короткая) широкая рубаха с длинными рукавами, скромные шоссы или шаровары (как правило по колено, но встречаются и практически до самой щиколотки), легкие штаны, распашные плащи с рукавами или без рукавов, жилетки, накидки, тюрбаны, платки. Женщины иногда облачаются в длинные юбки или простые платья, защищающие ноги от ожогов и сыпи. В качестве необходимости, особенно при внезапном голоде, активно используются широкие пояса. Люди обычно ходят босиком, а особо «зажиточные» позволяют себе самодельные сандалии или открытые башмаки, в которые не попадает песок или мелкие обитатели пустыни.
Мужчины и женщины из сословия повыше носят, как правило, такую же, но более изысканно и аккуратно состроченную одежду. Появляются декоративные элементы в виде узоров, пришитых к полам одежды камушков или стеклышек, подобие бисера. Большее разнообразие приходится на обувь: встречаются легкие полусапоги и сапоги, сандалии на небольшой платформе.
В мире Великой Пустыни все просто – чем больше на тебе искусно сделанных элементов одежды, тем выше твое сословие.
Например, одежда простых жителей:
[реклама вместо картинки]
Одежда среднего класса:
[реклама вместо картинки]
Одежда для богатого населения:
[реклама вместо картинки]
КНИГИ
Нынче книги – раритет. Об их существовании вы наверняка слышали, но в ручках-то наверняка не держали, не прикасались к пергаменту в грубой обложке, не вдыхали этого необычного древнего запаха. То-то же! А я держал.
Все книги в нашей стране делаются из очищенной от волоса и дермы кожи, отшлифованной и чрезвычайно приятной на ощупь. Затем страницы сшиваются и облачаются для сохранности в твердые обложки. К сожалению или счастью, получившиеся тяжелые фолианты, вручную расписанные умельцами каллиграфии, имеются только у жрецов, а также хранятся в неизвестных мне количествах в Академиях. Помнится, в храмах я тоже видел пару штук.
Пергаментный тип книги считается довольно дорогим и недоступным для серой массы вроде нас с вами. Для тех, у кого кошелек не достаточно тяжел, имеются глиняные варианты страниц, невероятно хрупкие и недолговечные. Держал я такую в руках несколько раз и то под грозным присмотром отвратительного продавца, похожего на подбитого сыча с хроническим гайморитом. Даже подобный «грязевой» вариант не является распространенным в народных массах. Во-первых, за ненадобностью; во-вторых, из-за цены.
ОБРАЗОВАНИЕ
Система обучения в столице достаточно незатейлива: все что вам нужно, это иметь желание учиться и способность сидеть на жесткой скамье в течение нескольких лет… А так же терпение и осознание того, что вдруг, казалось бы, ни с того ни с сего со всей дури получить палкой по спине или пальцам – это вовсе не попытка отправить вас к праотцам! Просто метод воспитания такой, и как показывает практика, действенный.
Обучаются отчаянные добровольцы в храмах и в течение долгих и мучительных трех лет получают базовое образование, включающее в себя умение писать, читать, считать и полное владение историей Раххара (подразумевается владение теологией и историей мира). Если вам кажется, что вы способны выдержать еще четыре года обучения по узкой специальности, путь ваш лежит в академию. Академии специализируются на алхимии и рунной магии, чрезвычайно сложном и ответственном деле.
Однако просто так ввалиться в храм и сразу сесть за скамью вы не можете. В мире существуют так называемые правила приема. Во-первых, вы должны прийти в заинтересовавший вас храм (или привести туда своего несчастного отпрыска) и обратиться к несущему там службу жрецу по интересующему вас вопросу. Вам что-нибудь скажут и отправят приносить жертву вашему покровителю – одному из трех богов. Жнецу жертвуют боль, если не повезло – свою, если повезло – можно и раба помучить. (Например, вам нужно будет проткнуть себя где-нибудь, словом, хорошенько пострадать.) Безымянному жертвуют плоть, относительно немного. Как правило, это куски мяса опасных хищников или других разумных существ. Однако если вам предложить нечего, жертвуйте своей кровью, уважаемые. Сцеживаете 200 миллилитров в резервуарчик, и свободны. Оку же приносят в жертву знания, однако только ваши. Для совершения жертвоприношения вам нужно принять специальный эликсир с забавным свойством выборочно отшибать память. Повезет, будете помнить, зачем вы вообще пришли в храм. Нет – так напомнят. И только после подобных манипуляций можете приступать к обучению.
Закона об обязательном образовании в нашей горячо любимой стране нет, так что особенно впечатлительные типы могут блаженно вздохнуть, взяться за соху и отправиться месить глину или песок.
ТОРГОВЫЕ ПУТИ
Торговый путь из Рекрен‘Тада в Мирхонд является самым известным и популярным маршрутом для торговых караванов, обеспечивающих город необходимым продовольствием, а также различных нищебродов, ищущих сладкую жизнь и готовых работать если не за гроши, то точно за еду.
Мирхонд – это широко известный оазис, находящийся в паре сотне километров от столицы. Постоянной дороги до него не существует, ибо каждый раз ее приходится заново прокладывать по «гуляющим» пескам великой пустыни, ориентируясь лишь по солнцу и в особо трудные минуты обращаясь за помощью к превеликим богам.
Там я бывал несколько раз и по великой случайности — местные заправлялы щепетильно относятся к новым едокам и не упустят случая поскорее выгнать его с охраняемой территории оазиса, по всему периметру огороженной высоким забором. Но если вам удалось пройти мимо охранного поста и, что еще важнее, пройти через пустыню, то затаив дыхание, можете полюбоваться на открывающийся зеленый вид. На территории оазиса есть крупное озеро с искусственно вырытыми каналами, подведенными к большим полям с пшеницей и другими культурами, в том числе льном и хлопком. Здесь же расположена пара пастбищ и ферм, на которых выращивают коров.
За водной системой тщательно присматривают и если того требуют обстоятельства, вовремя подрывают почву, пытаясь восполнить запасы озерца глубинными водами. Если год выдался особенно хорошим, часть воды поставляют в столицу.
Традиционно товары возят караванами, которые состоят из караванвожатого, нескольких охранников-погонщиков и самого животного состава (обычно десять нагруженных и несколько свободных животных, на случай если под грузом кто-то из них решит откинуть копыта).
На моей памяти было несколько случаев, когда целые караваны сбивались с курса и тонули в зыбучих песках (это одна из наиболее безобидных версий), а вместе с ними и весь драгоценный товар. А иногда удача выпадала разбойникам, которые часть товара оставляли себе, а часть перепродавали втридорога тем же городским торговцам.
Вообще Мирхонд — это как маленькое автономное государство, где есть свои «заводики» по изготовлению одежды, по переработке зерна, мяса и железа, добываемого в карьерах неподалеку (что для пустыни расстояния? Если вы услышите «недалеко», это может означать и восемьдесят километров, и сто).
Отредактировано Jack Ketch (2011-08-01 23:46:55)